Доктор медицинских наук
В.П.НУЖНЫЙ
«Бонд распечатал конверт и вынул тоненький бумажный пакетик, в котором оказался белый порошок. Захватив половину его содержимого кончиком ножа, он бросил его в бокал с шампанским». На вопрос шефа, что он делает, агент 007 ответил: мол, хочет принять бензедрин, чтобы не терять головы от выпитого, и добавил, что порошок безвкусен и шампанского не испортит.
Автор бондианы Йен Флеминг знал, что надо принимать в подобных случаях, но в отличие от своего героя, по-видимому, никогда не употреблял это лекарство. Иначе он бы отметил горький вкус бензедрин-сульфата, более известного под названием фенамина. Вы, конечно, уже поняли, что речь пойдет о средствах, которые нейтрализуют или ослабляют опьяняющее действие спиртных напитков. Сразу предупреждаю: их не следует путать с лекарственными или иными веществами, облегчающими состояние похмелья (см. статью «Птичья болезнь» – «Химия и жизнь», 1994, № 1).
КОМУ ЭТО НУЖНО?
Вполне вероятно, что у читателя возникнет резонный вопрос: кому нужны протрезвляющие средства и насколько оправданно их применение? Или, проще говоря, зачем удовольствие портить? Давайте сразу исключим представителей экзотических профессий, например, агентов спецслужб, – с ними все ясно. У рядового здорового гражданина потребность быстро протрезветь может вообще ни разу не возникнуть. Нормальный человек в нормальных условиях руководствуется принципом: хочешь быть трезвым – не пей.
Другое дело – ненормальные условия или ситуации, когда человек хочет отдохнуть, расслабиться, провести вечер с друзьями, но внезапные обстоятельства требуют от него принятия ответственных решений. В этих случаях применение протрезвляющих средств, по-видимому, оправданно. Надо только добавить, что в такие ситуации чаще всего попадают люди, утратившие контроль за количеством выпитого, то есть больные алкоголизмом. Наконец, есть еще одна когорта вынужденных потребителей протрезвляющих лекарственных средств – это пациенты больничных отделений детоксикации и медицинских вытрезвителей. Правда, насчет вытрезвителей надо сделать оговорку. В отечественных заведениях этого профиля пока не производят детоксикацию и не дают протрезляющих средств. Короче, в них нет ничего медицинского и ничего вытрезвляющего. Они просто служат местом временного принудительного содержания лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Неудивительно, что уровень алкоголя в крови людей, покидающих наутро стены этих заведений, зачастую такой же или выше, чем при поступлении.
АЛКОГОЛЬ И МЕМБРАНЫ
Прежде чем перейти к сути дела, необходимо поговорить о некоторых особенностях биологического действия самого почитаемого и потребляемого наркотика – этилового спирта. Непревзойденная популярность этанола обусловлена одним-единственным его свойством – способностью изменять физическое состояние биологических мембран, в первую очередь, мембран нервных клеток. Растворяясь в липидном слое мембран, алкоголь делает их менее жесткими, нарушая тем самым работу расположенных на них ферментных и рецепторных белков, а также ионных каналов. В результате в той или иной степени (в зависимости от дозы выпитого алкоголя) снижается возбудимость клеток центральной нервной системы. Что и приводит к желаемому эффекту – легкой эйфории в результате ослабления тормозных процессов, а при передозировке спиртного заканчивается коматозным состоянием и смертью. Нетрудно догадаться, что выраженность психотропного эффекта этанола зависит от количества выпитого, устойчивости мембран нервных клеток и связанных с ними нейрохимических структур к его дестабилизирующему действию, а также от мощности этанол-окисляющих систем печени. Воздействуя тем или иным способом на мембранные структуры или метаболизм этанола, можно ослабить или, наоборот, усилить его опьяняющее действие.
СОВЕТ ЛЮБИТЕЛЯМ КОФЕ
Самым древним протрезвляющим средством считается драгоценный камень аметист. Древние греки верили, что он предохраняет от губительного действия «зеленого змия», и широко его применяли для лечения алкогольной интоксикации и профилактики развития алкоголизма. Насколько эффективно это средство, каждый может проверить на себе. (Только, ради Бога, не глотайте его ни целиком, ни растолченным в пыль – аметист просто носят как украшение.) В англоязычных странах название этого камня использовали для обозначения препаратов протрезвляющего действия – amethystic drugs. Какие же препараты входят в эту группу?
Начнем, пожалуй, с самого известного – кофеина. Почти каждый изредка выпивающий человек с уверенностью скажет, что утром, после бурно проведенного застолья, когда все еще слегка плывет перед глазами и телодвижения недостаточно точны, следует немедленно заварить и выпить крепкого чая или кофе. Хотя некоторые отдают предпочтение чистой фармакологии – таблеткам, содержащим кофеин, особенно в сочетании с ненаркотическими анальгетиками (аскофен, пиркофен, цитрамон и другие). К сожалению, вынужден огорчить и тех, и других. Ожидаемый протрезвляющий эффект у кофеина настолько незначителен, а риск для здоровья настолько велик, что следует крепко задуматься, стоит ли игра свеч.
Действительно, кофеин, как и другие соединения, обладающие психостимулирующим действием, ослабляет действие алкоголя. Наиболее отчетливо этот эффект проявляется в фазу так называемого контролируемого опьянения, когда концентрация этанола в крови не превышает 1 г/л и человек усилием воли может создать у окружающих впечатление кристально трезвого. Чем более выражено состояние опьянения, тем менее эффективен прием кофеина. Но главное – в другом. В период выхода из состояния алкогольного опьянения, а особенно при похмелье, кофеин способен спровоцировать развитие тяжелых нарушений сердечной деятельности или гипертонического криза. Любителям крепкого кофе надо помнить, что одна чашка этого напитка эквивалентна трем-четырем таблеткам кофеин-бензоата натрия.
Другие психостимуляторы, такие, как фенамин, индопан или синдокарб, незначительно превосходят кофеин по протрезвляющему действию и значительно – по негативным эффектам на сердечно-сосудистую систему. Для рядового читателя они недоступны, поскольку их продают в аптеках с такими же ограничениями, как наркотические средства. А завзятых почитателей препаратов, обладающих психостимулирующим действием, поджидает еще одна опасность – развитие лекарственной зависимости, избавиться от которой ничуть не проще, чем от пристрастия к алкоголю.
О ПОЛЬЗЕ СЛАДКОГО
Следующим, менее известным в народе веществом, способным ускорить выход из состояния алкогольного опьянения, является фруктоза. Если психостимуляторы действуют на связанные с мембранами нейрохимические системы, то фруктоза увеличивает скорость метаболизма этанола в печени. Правда, увеличение это не очень большое – всего на 10–15%. Так что ожидать быстрого чудодейственного эффекта не приходится. Однако, если принять фруктозу заблаговременно, перед сном, то утром небо уже не покажется с овчинку и худо-бедно можно сразу начать заниматься повседневными делами. Только съесть фруктозы надо довольно много – около 200 г. Если не найдете чистой фруктозы, – не беда. Фруктоза присутствует во многих продуктах питания: меде, фруктах, фруктовых соках. Больше всего фруктозы в яблочном соке, а меньше всего в виноградном. Вот почему недавно созданный напиток «Аметист», облегчающий неприятные последствия опьянения, на 90% состоит из яблочного сока. Ну, а если под рукой не окажется ничего фруктозосодержащего, тоже не страшно. Надо просто съесть побольше чего-нибудь сладкого – варенья, конфет или просто сахара, памятуя о том, что сахароза, основной компонент сахара, в кишечнике разлагается на фруктозу и глюкозу. Фруктоза в разумных дозах абсолютно безопасна для здоровья. Стоит еще добавить, что в состав некоторых протрезвляющих смесей, запатентованных в США и странах Западной Европы, помимо фруктозы входит аскорбиновая кислота.
РЕДКИЙ АМЕРИКАНЕЦ НЕ ПЬЕТ ПО УТРАМ АСПИРИН
Продолжая разговор об этом специфическом разделе фармакологии, нельзя не вспомнить о хорошо известном из книг и фильмов пристрастии американцев к аспирину, а точнее – к ацетилсалициловой кислоте. Недомогая, заболев и тем более перебрав накануне спиртного, редкий американец не проглотит пару-другую таблеток аспирина. Способность этого препарата препятствовать действию алкоголя и облегчать болезненный выход из состояния опьянения была подмечена давно и стала широко использоваться трудящимися массами сначала в США, а потом в других странах. Благо аспирин там, в отличие от отечественного, не оказывает столь пагубного действия на слизистую желудка.
Механизм такого благотворного влияния аспирина долгое время оставался неясным. И только сравнительно недавно стало известно, что ацетилсалициловая кислота оказывает стабилизирующее действие на мембраны клеток. Снижая активность фермента простагландин-синтетазы, этот препарат тормозит синтез простагландинов из арахидоновой кислоты, резко ускоряющийся под действием этилового спирта. В свою очередь, арахидоновая кислота входит в состав липидного слоя мембран и обеспечивает их жидкокристаллические свойства. Вскоре выяснилось, что сходным действием обладают и некоторые другие препараты из группы ненаркотических анальгетиков, блокирующих простагландин-синтетазу: ацетаминофен, бутадион и особенно индометацин. Но возлагать большие надежды на аспирин и прочие, сходные по механизму действия лекарственные соединения не стоит. Они способны ослабить опьяняющее действие алкоголя лишь на 10–20%.
УЧЕНЫЕ - МИЛИЦИОНЕРАМ
Фармакологи за последнее время предложили довольно много новых перспективных соединений – антагонистов этилового спирта. Но все эти разработки требуют дополнительного экспериментального и клинического обоснования. Исключение составляет пока только один лекарственный препарат под названием тиролиберин (синоним: рифатироин). Этот трипептид – естественный регулятор нейроэндокринной системы. В основном он стимулирует высвобождение тиреотропного гормона гипофиза. Но спектр биологического действия этого полипептида значительно шире. Он обладает способностью стимулировать высвобождение гормона пролактина, выступать в качестве нейромедиатора и нейромодулятора и оказывать антидепрессантное действие. Еще в середине 1970-х годов в опытах на животных обнаружили, что тиролиберин почти в два раза снижает продолжительность алкогольного наркоза и ослабляет вызываемое этанолом нарушение координации движений. Также установили, что он резко ослабляет эффекты практически всех соединений, оказывающих угнетающее действие на центральную нервную систему. Почему это происходит, пока не ясно. Судя по клиническим испытаниям, тиролиберин на сегодняшний день – пожалуй, наиболее эффективное протрезвляющее лекарственное средство. Более того, он способен ослаблять выраженность алкогольного абстинентного синдрома. Каких-либо существенных побочных или токсических эффектов в процессе клинических испытаний не обнаружено. Но все-таки препарат не лишен недостатков. Он быстро разрушается под действием ферментов желудочно-кишечного тракта. Иными словами, его бесполезно принимать внутрь, как аспирин или фруктозу. Поэтому авторы препарата придумали для него новую лекарственную форму в виде «самоклеющейся» пленки на полимерной основе. Пленку наклеивают на десну, и оттуда лекарство всасывается в кровь, минуя желудочно-кишечный тракт.
Теперь Джеймс Бонд может быть спокоен: ни начальство, ни враг не заметят, как он принимает противоопьяняющее средство. А если серьезно, то, пожалуй, впервые появилась возможность реабилитировать наши мрачные заведения под вывеской медвытрезвителей. Если тамошние милиционеры начнут давать нашим несчастным соотечественникам отечественный препарат тиролиберин и в дополнение к нему поить страдальцев отечественным напитком «Аметист», то кто знает, скольким людям они сохранят здоровье, а может быть, и жизнь.
© Химия и Жизнь N3 1995 г.