Topic SPRING from CARS FAQ base


Пожалуйста, обратите внимание на дату представленного здесь сообщения! Информация об адресах, телефонах, организациях и людях наверняка устарела и потеряла практическую ценность, обретя, однако, ценность историческую, заради которой до сих пор и хранится...


— Разговоры о машинах в Перми (2:5054/14) —————————————————————————— PERM.CARS From : Oleg Pronko 2:5054/12.39 Вто 08 Апр 97 12:22 Subj : Технология рихтовки рессор ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Приветствую тебя All! === Cut === Совет В. Жибутко, как править про- севшые рессоры, опубликованный в фев- ральском номере журнала за прошлый год, вызвал интерес у владельцев Моск- вичей. Руководнтель конструкторской группы АЗЛК С. ЛИПГАРТ н автолюби- тель В. АHКУДИHОВ из Ижевска отклик- нулись рассказами о другик, более со- вершеннык способак восстановления фор- мы и упругости рессор. Предлагаем их вашему вниманию. Автор названной заметки рекомендо- вал изгибать выпрямившиеся листы рес- сор, положив их на швеллер и нанося удары с шагом около 50 мм кувалдой через зубилоподобную оправку. Такой способ чреват неприятными последствия- ми. Во-первых, сильная деформация листа в местах ударов заметно снижает его усталостную прочность. Во-вторых, вмяти- ны на листе, остающиеся в виде тон- ких полос, становятся концентраторами напряжения и могут вызвать трещины. Эта опасность усиливается, поскольку ровная до этого поверхность листа приоб- ретает граненую форму. И, наконец, ав- тор рекомендует увеличить стрелу про- гиба до 50 мм, не указывая форму листа до правки. Зтих недостатков лишен принятый в авторемонтной практике способ вос- становления просевших рессор нагар- товкой. Лист кладут на плиту или плоскую наковальню и тяжелым молотком с глад- ким, слегка выпуклым бойком наносят удары по вогнутой стороне листа, начи- ная от центрального отверстия. Осо- бенно тщательно проковывают зону, рас- положенную на расстоянии от 40 до 70 мм по обе стороны от него. Чем равномернее следуют удары и чем мень- ше каждый из них деформирует по- верхностный слой по отношению к рас- положенному рядом унастку, тем меньше опасность поломки листа. В результате лист изогнется равно- мерно, приближаясь по форме к дуге постоянного радиуса. Стрелы прогиба листов (их <высота>) должны лежать в пределах, установлен- ных заводом, поскольку они определены с учетом требуемой формы рессоры под нагрузкой и обеспечения усталост- ной прочности. У рессорных листов <Москвича>, подвергнутых правке, следу- ет обеспечить следующие величины стрел прогиба: первый (коренной) - 100... 130 мм на дуге длиной 1150 мм, второй - 130...150, третий - 100... 115, четвертый - 70...80, пятый - 35... 40, шестой (нижний, прямоугольного се- чения) - 5...7 мм. При этом кривизна каждого следующего листа после корен- ного должна быть больше, чем у нахо- дящегося над ним. Для разгрузки листа, расположенного выше, необходимо, что- бы детали до стягивания центровым болтом соприкасались только своими концами через противоскрипные про- кладки. После правки листов, сборки рессоры и даже неболымого пробега автомобиля закономерна некоторая осадка рессоры, так как сняты остаточные напряжения. Учитывая это, не следует опасаться, что рессора сразу после установки на авто- мобиль окажется слишком <высокой>. Если она останется такой и после про- бега в несколько десятков километров, то будет излишне жесткой и может преждевременно поломаться из-за увели- чения реальных деформаций. Таким обраэом, характер работы и долговечность восстановленной рессоры в значительной мере зависят от правиль- ного наклепа листов (качества получив- шейся поверхности) и взаимного согла- сования радиусов кривизны, а значит, от квалификации исполнителя. * * * * * * Восстановление первоначальной фор- мы рессор простым изгибом листов не дает желаемого результата. По опыту знаю, что через два-три месяца такая рессора опять проседает. Я восстанавливаю рессоры, проковы- вая листы. Сразу скажу, что это требует определенных навыков, поскольку удары надо наносить точные и одинаковой силы. Результат замечательный - рессоры слу- жат не хуже, если не лучше новых, долго не теряя формы и жесткости. Hа последних восстановленных рессорах ижевского Москвича езжу уже четыре года с большой нагрузкой и по плохим дорогам, не жалуясь на подвеску. Как я восстанавливаю рессору? Разбираю ее, все листы очищаю от ржавчины и грязи. Каждый лист кладу вогнутой стороной на наковальню, кото- рая представляет стальную болванку диа- метром 100 - 120 мм. Молотком наношу удары с шагом 5...6 мм поперек листа. Сила удара должна быть такой, чтобы на поверх- ности оставалась заметная вмятина. Первым проковываю коренной лист, пока расстояние между его концами не достигнет 1150 мм (стрела прогиба около 260 мм). Остальные листы по по- рядку подгоняю к расположенному свер- ху. Сначала я собрал рессору из всех семи листов, но жесткость ее оказалась чрезмерной. Убрал два нижних - полу- чилось что надо. Hесколько слов об инструменте. Это легкая кувалда (масса около 1,5 кг), на боек которой наварен отрезок сталь- ного (сталь 45) стержня длиной 30 и диаметром 18 мм, предварительно зака- ленный. Чтобы он не ' отпустился при сварке, его следует охлаждать водой. Сначала проковываю коренной лист от концов к середине. Качество работы проверяю так. Закрепив один конец листа, нажимаю на другой, чтобы лист выпря- мился. Отпускаю и проверяю, насколько изменилась его форма (стрела прогиба). Если значительно, проковываю еще раз. И так до тех пор, пока не убеждаюсь, что лист сохраняет требуемую кривизну после разгибания. При сборке рессоры пригодится не- хитрое приспособленме - крюк с ломи- ком. Hадев крюк на ухо рессоры, через отверстие в нем пропуска- ем ломик и, уперев конец в лист рессоры, давим на другой вниз, одно- временно опуская домкрат. И еще один совет. Чтобы при работе заглушить пронзительный раздражающий звон, об- мотайте свободные концы наковальни толстой влажной тряпкой или положите на них мешочки с песком. Если вы все сделаете правильно, рессоры долго не напомнят о себе. От редакции. Сравнивая описанные способы рихтовки рессор, читатели, на- верное, отметили, что С. Липгарт сове- тует наносить удары молотком по внут- ренней (вогнутой) стороне листа, а В. Анкудинов - по наружной. А резуль- гат одинаковый - лмст изгибается внутрь. Ошибки здесь нет. При ударах выпуклым бойком по внутренней стороне листа, лежащего на плоской плите, происходит наклеп (уплотнение) поверхностного слоя, в результате чего волокна здесь сокра- щаются, а на наружной - удлиняются. Во втором случае под ударами цилинд- рического бойка волокна удлиняются, а лежащие на наковальне - сокраща- ются. Лист изгибается внутрь. "За рулем" ь3/93 === Cut === Извиняйте за ошибки. Текст сканирован. Сколько ошибок увидел, столько исправил. С наилучшими пожеланиями, Oleg. --- GEcho 1.11+ * Origin: Трали-вали Крыша.Где ты будешь завтра? Тута или тама? (2:5054/12.39)

Return to the main CARS FAQ page